Общество

В Волгограде выберут популярных Инста-мам

10 марта 2020 г.
.
Общество

На СТС стартует комедия «КОРНИ» с известными квнщиками

10 марта 2020 г.
.
Общество

В Синема Парк можно посмотреть фильм 150 рублей

20 февраля 2020 г.
.
Город
17 июня 2015 г.
В. Гурьянова |
3
 комментария  |
.

85-летию Сталинградского тракторного завода посвящается: история возникновения промышленного гиганта


17 июня 2015 года исполнилось 85 лет со дня основания Сталинградского тракторного завода, первого советского предприятия по выпуску тракторов. К этому событию мы приурочили небольшой очерк об истории строительства промышленного гиганта.

 

НАЧАЛО ЭПОХИ

В 1920-е гг. вся страна взяла курс на индустриализацию. На заводах внедрялись усовершенствования, улучшались технологии производства, повсеместно рос объем выпускаемой продукции.

Но все-таки главный курс индустриализации был направлен на развитие металлоперерабатывающей промышленности и, как следствие – машиностроения.

Именно в это время в Сталинграде был намечен курс на реконструкцию заводов «Красный Октябрь» и «Баррикады»; в общей сложности в развитие промышленности Сталинградской губернии в первую пятилетку намечалось вложить 120 млн. рублей.

Однако самым важным из намеченных к строительству в Сталинграде промышленных объектов стал Сталинградский тракторный завод – первый специализированный завод в СССР и крупнейший в Европе.

Говоря о месте расположения будущего завода, часто говорят о пустоши. Согласно воспоминаниям строителей предприятия, «в 1927 году нынешняя территория Сталинградского тракторного завода представляла пустыню, сплошь покрытую полынью». Также упоминается деревня Журковка, располагавшаяся по правую сторону устья Мокрой Мечетки, чье население занималось рыболовством: «а кругом была опаленная солнцем степь, покрытая мелкой, колючей порослью диких трав, побуревших от жары». Кроме того, стоит упомянуть отсутствие зоны строительства завода в схеме Сталинграда за 1925 год.

19 января 1925 года на Пленуме ЦК РКП (б) не кто иной, как Феликс Эдмундович Дзержинский - Председатель Высшего Совета народного хозяйства СССР – выступает с идеей строительства в Советском Союзе специализированного тракторного завода:

«...Для того, чтобы мы могли действительно конкурировать и цены приблизить к ценам фордовским, к ценам заграничным, нам, безусловно, необходимо построить новый, по последнему слову науки оборудованный тракторостроительный завод, потому что только тогда мы действительно не будем портить материалов и дадим самый дешевый трактор крестьянину».

Здесь стоит отметить, что в дореволюционное время в сельском хозяйстве трактора не применялись: к 1914 году в России было всего несколько десятков тракторов. На заре индустриализации производство тракторов в СССР все такое же низкое: в 1928 году советскими заводами выпущено около 1500 машин при платежеспособном спросе в 50000 тракторов. Крайне недостаточное производство приводит страну в зависимость от иностранных рынков, как в деле тракторизации сельского хозяйства, так и в части снабжения машин запасными частями. Таким образом, первостепенная цель постройки специализированного завода – освобождение от зависимости от импорта.

Кроме того, основной лейтмотив строительства тракторного завода – реализация одной из идей В. И. Ленина – о постройке «Ста тысяч тракторов для среднего крестьянина».

ПОЧЕМУ СТАЛИНГРАД?

Итак, идея озвучена и уже 8 сентября 1925 года газета «Борьба» сообщает о том, что «в Сталинград из Москвы прибыла группа инженеров для выяснения вопроса о тракторостроении в Сталинграде. В проекте – постройка нового тракторного завода или использование для тракторостроения механического завода «Баррикады». Вопрос рассматривается совместно с ГСНХ». На тот момент на повестке дня наиболее остро стоит вопрос выбора места строительства: обсуждаются 7-9 крупнейших городов страны (в том числе – Ростов-на-Дону, Харьков, Воронеж), однако особенно тщательно – три-Сталинград, Таганрог и Сталино.

При выборе места специально созданная комиссия также опирается на рекомендации Феликса Дзержинского. В одном из докладов тот говорит о необходимости строительства новых заводов «ближе к сырью»; также он говорит и о других параметрах: дешевые пути сообщения, водные пути, дешевая энергия, как топливная, так и электрическая, климатические условия и т.д.

Специальная комиссия приезжает в Сталинград для обследования территорий. По итогам этих мероприятий (в числе которых – обследование завода "Баррикады") – уже через неделю пребывания – вынесен вердикт в виде предварительного положительного решения в сторону выбора Сталинграда площадкой для постройки специализированного завода. К 15 сентября 1925 года комиссия, закончив обследование города, выносит решение о том, что "Предварительным планом, принятым правлением Главметалла, предусматривается постройка в Сталинграде тракторного завода с производительностью в 10.000 тракторов в год...»

Для постройки завода отведен участок земли в 12 км от Сталинграда на берегу Волги, рядом с машиностроительным заводом «Баррикады». Вся площадь завода и рабочих поселков – это 500 га, из которых под будущий завод отведено около 130. С юго-востока и северо-запада размещены два рабочих поселка: нижний - на берегу Волги и верхний - вдоль реки Мокрая Мечетка. Будущий завод имеет на берегу собственную пристань, он соединен с городом железной дорогой и трамвайной линией.

Не будем писать много букв, просто резюмируем: место постройки завода за городской чертой выбрано неслучайно: благоприятное экономическое и географическое положение сыграло здесь не последнюю роль. Наличие заводов «Красный Октябрь» (поставщика железа), «Баррикады» (как источника использования подсобных сооружений), а также развитых железнодорожных путей сообщения и удобство снабжения будущего завода нефтью и уральским чугуном – вот факторы, сыгравшие свою роль.

СТРОЙКА ВЕКА

12 июля 1926 года в 18 часов на северной окраине Сталинграда на берегу Волги состоялась торжественная закладка первого в СССР тракторного завода. На мероприятии присутствовало более 15000 человек, это рабочие – жители города и крестьяне из окрестных сел.

20 июля 1926 года в Москве умирает Феликс Дзержинский. В ответ на сообщение о его смерти директора заводов и предприятий Сталинграда ходатайствуют перед президиумом ВСНХ СССР о переименовании первого тракторного завода в Союзе – «имени т. Дзержинского». Так, уже на нулевом этапе строительства, завод носит имя Железного Феликса.

Когда говорят об истории строительства завода, часто упоминают американцев. Да. действительно, разработкой проекта будущего завода занималась фирма «Albert Kahn Associates Incorporated», главный консультант постройки – Альберт Кан, известный в Америке как «архитектор Форда». Такой статус он получил из-за того, что являлся автором проекта концерна Генри Форда; на самом деле Альберт Кан – архитектор-бизнесмен, глава собственной – достаточно крупной – проектной конторы и автор проектов и планов американских промышленных предприятий.

В одном из отчетов фирмы отмечена значимость постройки сталинградского гиганта: «1928 год неожиданно принес самый необычный заказ, который когда-либо был дан архитектору. В этом году группа советских инженеров пришла в контору Кан с заказом на проектирование тракторного завода строительной стоимостью в 2 млн. долларов и дальнейшей программой строительства еще на 2 млн. долларов».

Кроме архитекторов, на стройке века работают американские инженеры и другие специалисты отрасли.

Реже, чем американцев, в контексте истории строительства завода вспоминают «семитысячников» и других советских энтузиастов тракторостроения, хотя их вклад также неоценим.

24 декабря 1929 года ЦК ВЛКСМ принял постановление о призыве 7 тысяч комсомольцев-добровольцев для завершения строительства Сталинградского тракторного завода. Первые эшелоны с молодежью прибыли на стройку в январе 1930 года: в большинстве своем это были люди из деревень и сел, каждого из которых предстояло обучить новым профессиям. Так, площадка будущего тракторного завода стала еще и гигантской профтехнической школой.

В память о героическом труде энтузиастов на строительстве завода в парке Тракторозаводского района 22 апреля 1980 года комсомольцами-семитысячниками была высажена аллея, на которой установлен памятный знак.

ПЕРВЫЙ ДИРЕКТОР

Первоначальный проект тракторного завода предполагал выпуск 10000 тракторов в год, однако в 1928 году было принято решение об установке новых темпов работы будущего завода: проектные мощности должны были обеспечить выпуск 20000 тракторов в год. Однако Президиум ВСНХ 21 февраля 1929 года утвердил окончательное техническое задание: 40000 тракторов «Интернационал» в год; в это же время начальником Тракторостроя был утвержден Василий Иванович Иванов.

Воспоминания Иванова стали основой для книги «Люди сталинградского тракторного»; именно в этой книге начальник стройки века вспоминал: «Я увидел завод впервые утром 2 февраля 1929 года. Он висел на картине, на стене в просторном зале Гипромеза – перспективный план сталинградского тракторного завода. Он виден был весь, как на ладони, и таким, каким год спустя он предстал передо мной в жизни».

Увлеченный своим делом, Иванов по ходу строительства подхватывает и реализует новаторские идеи, одна из которых – озеленение заводских территорий: «Идею озеленения я вывез из Америки. Чистота заставляет рабочего оглянуться на самого себя. Вы посмотрите на фордовского машиниста, когда паровоз его выходит из депо. Он сам обязательно почище оденется, и рука его невольно поглаживает начищенные, блестящие части паровоза. Я боролся за то, чтобы отвести остановку поезда подальше от нашей конторы и проложить густую аллею. Пусть бы наш рабочий прошелся утром по зелени и дышал свежим воздухом. Это для него полезней, чем из душного вагона бежать в цех. Я думал о людях, но я боролся за зелень еще для того, чтобы спасти точные, богатые станки от мелкой пыли, которая летом несется в окна цехов, проникает в штампы, в трудящиеся части станков и сильнее наждака изнашивает оборудование».

Василий Иванов будет в составе делегации открывать завод в 1930-м году, именно он на торжественном мероприятии огласит с трибуны телеграмму Иосифа Сталина в адрес рабочих завода. Однако здоровье его будет подорвано и уже в январе 1931 года он покинет пост директора завода. Судьба этого великого человека сложится трагично: в 1937 году он был арестован, а Решением Военной коллегии Верховного суда от 25 февраля 1938 года – расстрелян, как «враг народа». Его имя будет реабилитирован лишь в 1956 году.

В ноябре 1926 года, поднимается вопрос об ускорении темпов строительства завода. В последующие годы сроки окончания «стройки века» неоднократно переносятся: 28 февраля 1929 года бюро Нижне-Волжского крайкома ВКП (б) принимает постановление о мерах по выполнению плана строительства, дата завершения установлена: 1 апреля 1931 года. Однако в июле 1929 года утверждена новая дата – конец 1930 года. Позже дата уточняется – 15 июня 1930 года.

Накануне пуска завода 11 июня 1930 года бюро Сталинградского комитета партии приняло решение: «Считая крайне желательным присутствие представителей краевой партийной конференции при пуске тракторного завода им. Дзержинского, что невозможно ранее 17 июня, срок пуска завода перенести на 17 июня. При этом принять к сведению заявление тов. Иванова, что количество выпускаемых тракторов от перенесения срока с 15 на 17 июня к моменту открытия XVI партсъезда не сократится по сравнению с первоначальными наметками».

Торжественный пуск Сталинградского тракторного завода – первого в Советском Союзе специализированного на тракторостроении – состоялся 17 июня 1930 года.

Событие всесоюзного масштаба освещалось повсеместно. Так, газета «Поволжская правда» сообщала: «Сегодня ровно в 3 часа дня, в присутствии 300 представителей краевой партконференции, колхозных депутатов и местных организаций у ворот сборочного механического вышел из конвейера первый трактор «Интернационал».

Первый трактор, сошедший с заводского конвейера, стал подарком XVI партсъезду, а уже 20 июня по всей стране под лозунгом «Изучайте машину, берегите трактор!» был проведен общесоюзный «День трактора».

Впереди у завода и его работников было еще много трудностей: это и кадровые, и технические, и организационные проблемы. Однако со временем трудности были преодолены, вокруг завода появился жилой массив – поселок тракторного завода. Здесь были не только трех- и четырехэтажные дома, но и школы, клуб, институт, техникум, цирк, гостиница, кинотеатр, библиотека, парки. На месте, где еще несколько лет назад была пустошь и росла полынь – практически на пустом месте – разросся микрорайон, ставший впоследствии неотъемлемой частью Волгограда.

>
 

Фотогалерея

.
.
.
.
.

Другие статьи в рубрике «Город»

В Светлоярском районе строится мост через Волго-Донской судоходный канал

Новогодняя хенд-мейд ярмарка, фестиваль короткометражного кино и спектакль в поисках волшебства в эти...

В Волгограде состоится вручение премии для предпринимателей «Бизнес-Успех»

Фестиваль французского кино, вечер романса и открытие аллеи на центральном рынке в эти выходные.