Общество

В Волгоградской области появится Семейный МФЦ

22 июня 2022 г.
.
Город

На Мамаевом Кургане провели экологическую акцию

24 мая 2022 г.
.
Общество

В Москве пройдёт самая масштабная конференция в мире инфобизнеса "INSTAdium"

16 мая 2022 г.
.
Город
30 августа 2015 г.
Ю. Жданова |
.

Философ Андрей Макаров: У Волгограда пока нет полноценных мифов, способных поменять восприятие города


На тему создания собственной волгоградской мифологии мы беседуем с известным волгоградским ученым-культурологом, доктором философских наук, лидером общества «Интеллектуальные среды», профессором ВолГУ Андреем Макаровым.

Андрей Иванович, не могли бы Вы, как философ и культуролог, прокомментировать понятие «миф»?

– Прежде всего, миф нужно отличать от сказки. Сказка – это литературный жанр, это – вымысел для развлечения, воспитания или других нужд, отправляемыми литературными произведениями. А миф – это правда. Не объективная истина! А именно правда – правда для тех, кого он очаровывает. Это правда очарованных рассказом о том, как устроен мир: та или иная сфера реальности.

Зачем, на Ваш взгляд, городу нужна такая «правда» и кто её создает?

– Благодаря мифу формируется долгосрочная идентичность жителей. А такая идентичность основывается только на тех рассказах и смыслах, которые пропускает в себя так называемая культурная память. В долгосрочную культурную память не могут погрузиться тексты о городе, которые пишут, например, журналисты для СМИ на злободневные темы. Злободневность – это и есть характеристика краткосрочности. Миф может породить только народ, передавая сюжет из уст в уста. Понятно, что народу нужны инициаторы мифа – писатели, художники, поэты, режиссеры и другие творцы искусства; в том числе и талантливые журналисты могут инициировать его рождение. Другими словами, нужны мастера образов и идей. 

Есть ли у волгоградцев мифогенные пространства для передачи из уст в уста мифологических рассказов?

– Начнем с того, что их долгое время не было, так как не было и нет достаточного слоя творческих людей, способных создать влиятельные художественные и историософские произведения о городе. Нужно сказать, что в истории города были успешные попытки создать мифологию военного, мужественного и справедливого города Сталинграда-Волгограда. Это начали делать хорошие писатели (в основном по военной тематике), поэты (Маргарита Агашина), архитекторы (послевоенный ампир), художники (коллекция картин в музее). Это был многогранный образ – и научно-исторический, и мифопоэтический. Но потом эти люди ушли, а в случае архитектуры – полностью исчезли из города. Были и менее успешные попытки краеведов создать мифологический образ Царицына. Но краеведы писали скучные, неяркие научно-популярные тексты и проводили непосещаемые выставки. Совсем худо с образом Волгограда стало в 90-е годы, когда местная пишущая интеллигенция вдруг ополчилась на военное прошлое Волгограда и с криками «Не хотим жить на кладбище, хотим памятники хомячкам, сусликам и голым влюбленным!» – растратила скудное мифологическое наследство в погоне за какими-то призрачными полукоммерческими технологиями «брендинга города для толп туристов». Интересно, что начал было формироваться светлый миф о полчищах туристов, жаждущих местных достопримечательностей – помидоров, горчичного масла и горнолыжных трасс с Мамаева кургана. С этим пресловутым «брендингом» просто смех один получился: создали какие-то «очень оригинальные» слоганы типа «Я люблю Волгоград!», пластиковых медведей с выпученными глазами да убогий мяч - не мяч, дерево - не дерево, букет – не букет на Аллее Героев.

А сегодня есть такое пространство для современного мифотворчества?

– Есть. Социальные сети позволили проявиться в последнее время возможностям для массового мифотворчества. Правда, мифы о Волгограде пока в стадии становления, но «лед тронулся». Теперь их нужно фиксировать, отделяя от простых журналистских на злобу дня, исторических, краеведческих текстов.

Какие же мифы формируются?

Особенностью современного мифотворчества волгоградцев является то, что основная сеть для этого – это Фейсбук… Это питательная среда для формирования «черных мифов», нарративов о негативных сторонах мироздания. Один из них я попробую описать. Это довольно забавный «миф о варягах во власти». Эта моя полушуточная версия не претендует не на научность, ни на основательность. Центральный сюжет мифа таков. На высокую должность приезжает неместный человек, человек из другого города. И что бы он ни делал, не нравятся его дела местным. И даже если он ничего не делает, как это часто бывает у высоких чиновников, все равно не нравится он. Ибо нет ему доверия у местных. Какие же основания ему не доверять? А он – не местный. И начинаются разговоры, что если бы какой местный человек пришел на должность, то уж верно он бы показал и высокую заботу о народе, и умение находить всевозможные компромиссы между группами интересов, и прочие чудеса внутренней политики. Так в чем же фатальная нехорошесть «неместного»? Может он тянет с собой какую-то некомпетентную команду? Так и местные команды вроде высокой компетентности не демонстрировали. Но чем же так значительно отличается «неместный» властитель от местного – психологически, социально или культурно? И опять иррациональный ответ: а тем, что он – не местный! Этот типичный иррациональный ответ и выдает в этом нарративе мифологическую составляющую представлений о «варягах». Понятно, что наряду с мифологическим аспектом, есть и реально-исторические факты. Но мифом эти представления делают устойчивые ожидания неудачливости «варягов». Само появление концепта «варяг», имеющего лишь негативные коннотации, указывает именно на начало оформления мифологии, то есть иррациональной убежденности в том, что реальность власти в Волгограде устроена так, что неместные не разберутся в этом «заколдованном лесу» и бесславно отбудут в свое «тридесятое царство».

Нужно ли критически осмысливать такие «черные мифы» и как это можно делать?

Если осмыслить миф критически, то он перестанет быть мифом. Но миф сам защищается от критического к нему отношения, так как несет в себе долю истины. Только он гипертрофирует ее некоторые стороны, превращая факты в образы, волнующие душу, раскачивающие ее на качелях эмоций. «Черные мифы» возбуждают негативные эмоции, такие, как недовольство, страх, презрение. Их можно деконструировать, а делать это могут те, кто владеет методом, то есть гуманитарии, работающие с текстами.

>
 

Другие статьи в рубрике «Город»

Услуги Фонда социального страхования в Волгограде можно получить в электронном виде

На Мамаевом Кургане провели экологическую акцию

В Волгограде пройдёт форум про продажи и маркетинг

В Волгограде больничные будут выдавать в электронном виде